Главная » 2009»Октябрь»9 » Google, Yahoo и Microsoft участвуют в Революции 2.1
Google, Yahoo и Microsoft участвуют в Революции 2.1
14:27
Вторая Интернет-революция, без сомнения, начала обретать очертания. Помните,
как в течение двух последних лет сотни специалистов, в том числе и я, в
своих статьях предрекали огромные перемены? И хотя это случилось позже, чем
ожидалось, последняя критическая стадия широкомасштабного наступления этих
перемен уже началась. Добро пожаловать на Революцию 2.1.
Революция, согласно определению Принстонского Университета Princeton
University's WordNet - это «радикальное и влекущее за собой серьезные
последствия изменение в образе мыслей и поведения».
Революции происходят постепенно, обычно резкому отказу от традиционных
порядков и общему принятию новых идей, способов и методов предшествует
долгое брожение. Почти всегда они произрастают из увеличившейся массы
общественного или технологического знания, а их успех зиждется на поддержке
большинства преуспевающего среднего класса.
В этом случае таким большинством являются пользователи Интернет. Поисковики
предлагают инструментарий, разработанный собственными силами и силами
сторонних разработчиков, чья работа стала основой для грядущих перемен. Еще
одной движущей силой революции стал повсеместный доступ к высокоскоростному
широкополосному подключению к сети в Северной Америке и большинстве стран
Европы, Океании и Азии.
И последнее, что нужно для успеха революции - это необходимость в ней.
Только когда общество и экономика подвергаются невыносимому давлению,
революция будет стоить затраченных усилий. Ведь зачем суетиться и все
менять, если и по-старому все прекрасно работает?
Экономика Интернета на данный момент работает прекрасно, по крайней мере,
для тех, кто умеет пользоваться его и сопутствующими возможностями.
Миллионам людей Интернет дал возможность стать предпринимателями, заработать
денег для себя и принести пользу другим.
Прибавьте сюда появление двух миллиардов новых пользователей и разработчиков
из Индии и Китая, а также сотни миллионов жителей других частей Азии, Африки
и Южной Америки, которые получают все более доступный вход в сеть, и
потребность поменять наши традиции станет более чем очевидной. Вдруг стали
важными такие вопросы, как языковая поддержка, перевод, различия в
законодательстве между разными регионами и т.п.
Сегодняшний Интернет, тот, к которому мы привыкли, - это мешанина
приложений, распространенных и конфликтующих между собой протоколов,
неуклюжего клиентского ПО - нанизанных на необыкновенно гибкую и эффективную
систему сопряжения. Ее способность сотрудничать и с человеческим, и
искусственным интеллектом потрясает, но, как говорили создатели всего сущего
Винт Серф и Билл Гейтс, то, что мы видим сегодня - это лишь верхушка
айсберга.
Произошедшее недавно скромное, но тщательно продуманное открытие сайта
Microsoft Windows Live стало вехой, отметившей настоящее начало новой фазы
развития Интернета. Программный гигант вслед за конкурентом Google
представляет зарегистрированным пользователям целый букет услуг и программ.
Один гигант, следующий за другим по девственному лесу, без сомнения,
прокладывают для других очень широкую дорогу.
Говоря вкратце, Windows Live копирует персонализированный поисковый портал
Google (google.com/ig), хотя его дизайн и функциональность сильно
отличаются. Как ни странно, открытие сайта и представленные на нем сервисы
сами по себе не так важны. Вклад в Революцию 2.1 - это факт принятия
основными поисковиками подхода персонализированного поиска информации для
пользователя или группы. Microsoft стал вторым, кто предлагает
зарегистрированным пользователям возможность создания собственного домашнего
информационного портала, тем самым, гарантируя, что и остальные - при
условии, что пользователям это нужно, - последуют тем же путем.
Также Microsoft выпустил OfficeLive, что является большим и важным шагом
вперед на пути к Революции 2.1. OfficeLive обозначил новый подход Microsoft
к разработке и распространению серверных программ. По словам главного
инженера Microsoft Оззи Смита, «Пользователи Интернет привыкли ждать сервиса
быстрого, простого в использовании - и во многих случаях бесплатного. Доступ
к личной информации с любой машины или телефона стал ожидаемой услугой, в
связи с чем все больше пользователей желают хранить свою личную информацию
не на своих личных компьютерах, а на серверах таких компаний как Google».
Google поддержал разработку многих программ, ставших основой грядущих
перемен. В течение многих лет длилось сотрудничество Google и сообщества
сторонников открытого кода. Скоро ожидается участие компании в выпуске Open
Office как серверного ПО по требованию.
Google и Microsoft не единственные, кто внес свою лепту в Революцию 2.1.
Одна из крупнейших ее движущих сил с технической точки зрения - появление
информации, моделируемой пользователем через RSS.
Yahoo также недавно предприняла совершенно иной, но также революционный шаг,
создав рассчитанную на городских жителей сеть Yahoo Publisher Network.
Это мощная инициатива в области онлайн-дневников, которая, как надеется
Yahoo, будет востребована городскими журналистами и коммерсантами. YPN - это
сочетание десятков, в перспективе, сервисов Yahoo и возможности создавать и
широко распространять личные журналы. Yahoo сейчас лидирует на поисковом
поле в области предоставления собственного и создаваемого пользователями
контента блоггерам через YPN. Также компания предлагает для пользователей
YPN рекламные программы, подобные Google AdSense.
За прошедшие 10 лет в Интернет оформились два основных типа информации.
Первый - научная или общественная информация, второй - коммерческая. Первый
тип хочет учить и делиться, второй - рекламировать и продавать. До
настоящего момента оба типа существовали в тандеме, одинаково воспринимаясь
поисковыми сайтами и протоколами Интернет. Очень часто, особенно в области
поиска, коммерческая сторона обращала это равноправие в свою пользу
(поисковые оптимизаторы и маркетологи в этом месте могут вежливо и скромно
кашлянуть), из-за чего более качественная, но не коммерчески направленная
информация нередко оказывалась в результатах поиска ниже, чем должна бы.
Тем временем росло новое поколение инженеров-программистов. В отличие от
предыдущих поколений, компьютеры и Интернет всегда были неотъемлемой частью
их жизни и работы, и их отношение к сети сильно отличается от подхода их
родителей и старших друзей. Подобно 30-с-чем-то-летнему Поколению Икс с его
любовью-ненавистью к пиару, массовому маркетингу и рекламе, юное поколение
вовсе не верит безоговорочно всему, что видит опубликованным в сети. Но в
отличие от предыдущего поколения, они способны немедленно что-то предпринять
в этой связи.
Необходимость - причина изобретения, а неудовлетворенность - муза
новаторства. Интернет дал этой молодежи платформу для строительства лучшей
мышеловки и возможности делать это мгновенно. Вот в чем причина всей шумихи
по поводу Web2.0.
Они создали чрезвычайно интересную систему общественных сетей и средств
коммуникации, зависящую от вклада пользователей Интернет и принятия ими. В
области научной информации лучшим примером является Wikipedia. Построенная
из статей и данных, введенных зарегистрированными пользователями, Википедия
быстро стала главной неофициальной энциклопедией сети. Вопрос качества
остается насущным, но размер и внимание сообщества, содействующего проекту,
делают редактирование вполне органичным. С точки зрения коммерции, новостные
бюллетени, или источник, где опубликована эта статья, могут служить
характерным примером.
Технология и необходимые для ее использования средства развиваются очень
быстро, что привело к появлению инструментов для распространения и получения
информации более быстрыми и простыми способами. Другими словами, некоторые
умные изобретатели придумали, как упростить поиск. В то же время новые
достижения и инновации в массовых технологиях (таких как блоги на базе RSS
вместе с аудио-видео информацией для онлайн-станций) заставили поисковую
индустрию раздвинуть рамки поисковой базы. Не крупнейшие поисковики начали
революцию. Их функцией стала ее популяризация - в процессе эксплуатации
новых источников прибыли.
Перемены, которые я называю Революцией 2.1, будут иметь огромное влияние на
Интернет и поисковый маркетинг.
Прежде всего, нам, поисковым оптимизаторам и маркетологам, необходимо
осознать, что область поиска расширяется, включая в себя специализированные
инструменты, заточенные на географические зоны и личные потребности. Все
крупные поисковики и в буквальном смысле слова десятки мелких поисковых
служб предлагают все более широких спектр услуг. Изучение новых методов
обращения с информацией и снабжения ею поисковиков чрезвычайно важно для
дальнейшего успеха на поле поискового маркетинга. Например, недавно у нас
была возможность предоставить услуги оптимизации для онлайн-станции, которую
хотел создать клиент из очень конкурентной области бизнеса. Но мы не стали
этого делать, так как чувствовали, что ни нужных знаний, ни нужных средств
для этого у нас сейчас нет. Обратив теперь внимание на пробел в своих
знаниях, который грозит в дальнейшем превратиться в провал, мы надеемся, что
в будущем сможем обслуживать такие запросы. Наше выживание в буквальном
смысле слова зависит только о нас самих.
Кроме того, нам необходимо разбираться самим и помочь нашим клиентам
разобраться в новых инструментах социальной и деловой коммуникации, таких
как средства чтения лент RSS, приложения для обмена фото, групповые сетевые
сайты типа Friendster, Tribe.net, MySpace, XuQa и LinkedIn.
И, наконец, надо начать добавлять на сайты клиентов сервисы, подобные кнопке
MyWeb на Yahoo или планам Google XML, чтобы способствовать их переходу в
новую эру сети, которую плетет Революция 2.1.
В революциях, которые совершаются без четкого плана, согласованного со всеми
участниками, интересно то, что можно ожидать любых неожиданностей. Лучший
пример этого - Интернет, каким мы видим его сегодня. В 70-80-х годах никто
не смог бы предсказать те крупнейшие изменения в экономике, причиной которых
стало общедоступное и массовое подключение к Сети.
Загляните на тридцать лет вперед - случиться может все, что угодно, и сеть,
которая будет создана на основе нынешних изменений, будет гораздо более
функциональной. Она соединит в себе традиционнее средства массовой
информации, такие как ТВ и газеты и даст пользователям доступ к средствам,
используемым для традиционного программирования. Революция назревала
последние два года. С тех самых пор, как действующая бизнес-модель на основе
программы платной рекламы превратила маленькое трехстрочное объявление,
появляющееся в связи с контекстом, в чистую прибыль, разработчики ПО выдают
на-гора тонны «сногсшибательных приложений», надеясь, что их вдруг купят
супербогатые поисковые компании или найдут перспективные инвесторы. И для
тех, кто преуспел в разработке и для тех, кто скоро получит прибыль от
успеха первых, новая Интернет-революция уже наступила.