О
связи (или об отсутствии всякой связи) между этими двумя экономическими
инструментами написано немало - как в России, так и за рубежом. В США,
на родине сетевого маркетинга, в 70-х годах по инициативе
Федеральной торговой комиссии даже состоялся специально посвященный
этому вопросу судебный процесс в связи с деятельностью компании «Amway».
Вопрос стоял ребром: является ли сетевой (многоуровневый) маркетинг,
который компания использовала для продажи своих товаров, легальным
видом бизнеса, или же это жульническая финансовая пирамида, ведущая к
неминуемому финансовому краху всех ее участников?
В 1979 году было принято историческое для всех сетевиков
решение: многоуровневый маркетинг является абсолютно легальным и
честным способом распространения товаров и услуг.
Суть же его предельно проста: довольный своим приобретением потребитель
вовлекает группу своих знакомых (друзей, родственников) не только в
приобретение аналогичного товара, но и в его распространение, а затем
получает комиссионное вознаграждение за каждую продажу, совершенную не
только привлеченными им лицами, но и следующими поколениями
дистрибьюторов, которых нашли его знакомые.
Таким образом, выстраивается сеть, в которой одни потребители
привлекают других, принося весомый доход не только себе, но и своим
спонсорам, вовлекшим их в этот бизнес.
На первый, непрофессиональный взгляд очевидно сходство с жульнической финансовой пирамидой.
Действительно, внешнее сходство налицо. Однако есть «лакмусовые
бумажки», позволяющие отделить «зерна от плевел». Первая – наличие
реального товара. Если комиссия выплачивается из членских взносов новых
клиентов – мы имеем дело с типичной финансовой пирамидой. Если деньги
платят за продажи конкретного товара (услуги) – перед вами, скорее
всего, реальная сетевая компания. Однако этого критерия иногда бывает
недостаточно. Второй элемент, на который стоит обратить внимание, –
стоимость товара. Дело в том, что многие авантюристы поняли, что
«голая» пирамида зачастую «не проходит», слишком много людей в России
пострадали от разных «Хопров», «Домов Селенга» и прочих последователей
печально известной МММ господина Мавроди. Вот и придумали «овечью шкуру
на волчью морду»: предлагается реальный товар, но по цене в десятки раз
превышающей его реальную стоимость. Скажем, страховой полис по риску
«несчастный случай» с защитой в 1500 долларов, стоящий в надежных страховых компаниях 20 долларов, предлагают за 140
«зеленых». Создается видимость движения по сетям конкретного товара, а
фактически человек оплачивает членство в хитро замаскированной
пирамиде, рядящейся в одежды сетевого маркетинга. (Более подробно эта
тема рассматривается в статье Сергея Всехсвятского «Осторожно –
пирамида!», опубликованной в газете «Хорошие новости», №1 за 1999 г.)
К сожалению, очень часто авторы, пишущие на данную тему, не понимают
эти тонкости и ставят жирный знак равенства между сетевыми структурами
и финансовыми пирамидами. В таких публикациях крепко достается и
жуликам, и сетевикам.
Об одной широко распространенной в России финансовой пирамиде поведала
недавно газета «Петербургский Час Пик» (№11 от 24 марта 1999 г.). В
статье рассказывается о предприимчивом выходце из Казахстана Артуре
Зоммере, основавшем в Швейцарии «штаб-квартиру международного ордена
мошенников», которая породила в 1996
г. в России бизнес-клуб «Титан». Впоследствии «Титан» превратился в
«Астран», а в Петербурге получил известность под названием «Атлантида».
«Атланты» бурно развернули свою деятельность, взимая с каждого вступающего в клуб 3300
долларов. Деятельность же заключалась в торговле «воздухом»:
зарабатывали «атланты» лишь на привлечении новых членов, получая
комиссионные из вступительных взносов новичков. Причем деньги получали
не только вербовщики, но и те, кто привлек раньше их самих. То есть
налицо почти все элементы сетевого маркетинга, за исключением одного –
реального товара, за продажу которого и должно выплачиваться
комиссионное вознаграждение.
Подобных аферистов развелось немало, и очень хорошо, что
правоохранительные органы наконец-то перешли от слов к делу – от
призывов к гражданам опасаться мошенников к привлечению последних к
уголовной ответственности. В 1998 – 1999
годах только в Москве возбуждены уголовные дела в отношении
организаторов компаний «Атлантида», «Возрождение», «Феникс», «Спейс»,
«Контакт» и др. – по статьям за незаконное предпринимательство, хищение
путем мошенничества, уклонение от уплаты налогов.
Стоило бы поблагодарить автора публикации Льва Корсунского, детально
описавшего все действия мошенников и наносимый ими ущерб (один
заголовок чего стоит – «Психопирамида превращает дураков в
мошенников»), но…
В огромную бочку меда (материал занимает почти целую газетную полосу)
вкралась-таки одна очень маленькая, но весомая ложка дегтя. Справедливо
клеймя мошенников, автор статьи пишет, что упор они сделали «на
изощренную психотехнику, разработанную еще полвека назад в США и
получившую название многоуровневого маркетинга».
Вот так: «Атлантида» и сетевой маркетинг – одно и то же!
А теперь, уважаемый читатель, давайте порассуждаем, опираясь на логику, здравый смысл и закон.
Давайте представим, что одна фирма произвела товар (пищевую добавку,
страховку, косметику – что угодно, имеющее реальную стоимость) и отдала
его на продажу брокеру. Брокер товар продал и получил от фирмы
обусловленный договором процент от суммы продаж. Это нормально?
Разумеется, да.
А если этот гонорар брокер распределит среди своих сотрудников по
какой-то особой (сетевой, например) системе, покупатель (потребитель)
товара каким-то образом может пострадать? Конечно, нет.
Так почему систему распределения вознаграждения за проданные реальные
товары (сетевой маркетинг) можно приравнивать к «воздушным» финансовым
пирамидам? Абсурд? Безусловно, да.
Это то же самое, что обвинять топор, послуживший орудием убийства (или
взлома жилища), в совершении преступления и на основе этого запрещать
его изготовление и продажу. Но ведь топор-то был в чьих-то конкретных
руках, и этот кто-то решил, как его использовать – колоть дрова или
рубить головы.
Так и сетевой маркетинг: это всего лишь экономический инструмент, с
помощью которого можно строить сети продавцов конкретных товаров, а
можно и финансовые пирамиды.
Люди государственные, понявшие огромную важность этого инструмента
(создание миллионов новых рабочих мест без инвестиций со стороны
государства, повышение благосостояния населения и т. д.), всячески
поддерживают сетевой маркетинг. В апреле 1998
года бывший тогда красноярским губернатором В. М. Зубов направил
приветственное письмо участникам Сибирской конференции сетевиков,
подчеркнув большую социальную значимость этого дела. В июне 1998
года мэр Москвы Ю. М. Лужков издал распоряжение о поддержке структур
сетевого маркетинга и образовал специальный комитет при Правительстве
Москвы, призванный регулировать эту деятельность.
А регулировать действительно надо: сетевой маркетинг развивается в России с начала 90-х
годов, в него вовлечено около двух миллионов человек, а нормативных
актов по этому «экономическому чуду», как его называют во всем мире, в
нашей стране пока нет.
Один весьма уважаемый мною человек, президент крупнейшей страховой
компании, любит говорить: «Легко и быстро делаются только плохие дела».
Сетевой маркетинг – дело хорошее, поэтому пробивается в нашу жизнь
долго и трудно. Но недаром любимый всеми сетевиками журнал «MLM-Перспектива» обозначил свое кредо так: «Журнал для тех, кто выбрал профессию XXI века».
Сетевой маркетинг такой профессией действительно является.