Я
сижу в большом зале на последнем ряду. Я пришел сюда по объявлению -
"Приглашаем на работу". Зал полон людьми и почти все они знают друг
друга. Звучит музыка, они улыбаются друг другу. Им легко и весело.
Некоторые из них выходят на сцену и рассказывают о том, как им
интересно работать. Весь зал аплодирует. Я не ожидал такого. Все это
слишком похоже на игру. Я уже готов уйти, но тут ко мне подходит
человек. Он говорит: "Я догадываюсь о том, что Вы сейчас чувствуете.
Давайте я расскажу Вам подробнее о нашей компании".
Так или почти так началось для многих знакомство с сетевым маркетингом.
Бизнес, часто оставляющий ощущение несерьезного, бизнес, в котором
способность играть оказывается важнее, чем другие, казалось бы более
важные способности. В чем же один из главных секретов этого бизнеса -
секрет игры?
"Делу время - потехе час", "С важными вещами не шутят", "Нужно быть
серьезным, чтобы добиться успеха." Этими и подобными идеями была
заполнена наша жизнь с самого детства. Дело и игра оказались в
противоположных частях нашей души и стали восприниматься
взаимоисключающими. Игра рассматривалась как нечто вредное, мешающее
успеху в деле, что нужно если не устранить вообще, то ограничить и
контролировать - отсюда "потехе час".
Ставя во главу угла организованность, дисциплинированность и
подконтрольность в работе, общество до последнего времени не замечало
той цены, которую оно за это платит. На самом же деле, когда из работы
уходит игра, вместе с ней исчезает ряд очень важных вещей, а именно:
Энергия.
Творчество.
Смысл.
Это
происходит потому, что только через игру человек получает доступ к
глубинам своего сознания, к слоям, наполненным силой и творческой
энергией, к слоям, дающим смысл его деятельности. Стань чересчур
"серьезным" - и лишишься этого надолго, если не навсегда.
Я снова сижу в большом зале на последнем ряду. Я пришел сюда, потому
что мне здесь нравится. Я сделал еще только первые шаги и кое-что у
меня получилось. Мне еще трудно улыбаться и аплодировать, хотя каждый
раз, когда слышу аплодисменты, мне хочется самому оказаться на сцене.
Мне кажется странным, что самые успешные люди в этом зале выглядят
наиболее веселыми и несерьезными. Я добросовестно стараюсь понять
секрет их успеха.
Когда в Россию впервые пришел сетевой маркетинг, он вызвал двойственную
реакцию. С одной стороны, он притягивал ощущением игры, легкости,
непринужденным, дружеским общением между людьми, возможностью работать
свободно и творчески. С другой стороны, этим же и настораживал, попадая
под прицел прочных общественных стереотипов несовместимости дела и
игры. "Серьезный человек этим не займется", "Бизнес домашних хозяек",
"Это все ненадолго" - вот частые первые (и не только первые) реакции на
знакомство с сетевым маркетингом.
Но постепенно лед недоверия таял, и становилось заметно, что именно те
компании и организации, которые полнее используют потенциал игры в
своей работе, и получают преимущество на рынке. Они легче привлекают
новых дистрибьюторов, быстрее и лучше их обучают, и прочнее закрепляют.
Особенно важное значение игровые факторы приобретают в условиях
усиливающейся конкуренции на рынке сетевого маркетинга, когда на первый
план выходит эмоциональна атмосфера в компании и качество обучения сети
дистрибьюторов.
Я сижу в большом зале среди своих друзей. За то короткое время, что
я прихожу сюда, многое изменилось в моей жизни. Я чувствую себя
увереннее и одновременно легче. Я еще не считаю себя лидером, но уже
многих пригласил в этот зал. Мне приятно придумывать что-то новое в
работе. Я заметил, что мне стало проще общаться с людьми. Работа и игра
уже не кажутся мне столь несовместимыми.
Давайте теперь посмотрим, как сами сетевые компании используют принципы
игры и как Вы можете на практике применить и усилить эти принципы в
своей работе.
Во-первых, один взгляд на продуктовые линии успешных компаний
заставляет забиться сердце любого взрослого "ребенка" (а все мы в
глубине души остаемся детьми). Кому-то красивые баночки и бутылочки
напоминают конструктор или кубики, в которые они играли в детстве,
другим - коллекцию марок или значков. Естественно, что все это
происходит на глубоком, неосознанном уровне, но тем не менее редко кто
остается равнодушным и многие сразу же захотят начать играть.
Практический совет 1. Рассказывая о продуктовой линии своей
компании, обязательно показывайте всю (или почти всю) линию. Также
важно, чтобы каждый человек на презентации подержал бы несколько
продуктов в руках.
Во-вторых, маркетинг-план, манящий словами типа "рубиновый директор",
"бриллиантовый экзекъютив", "пятизвездный президент", вызывает столь же
естественное для каждого человека желание быть лучшим игроком, желание
играть и выигрывать.
Практический совет 2. Представляя маркетинг-план своей компании,
делайте упор не только на возможностях заработка, но и на продвижении
по лестнице званий и рангов, подчеркивая доступность такого
продвижения. Тем самым Вы вовлечете в работу огромную энергию
естественного честолюбия.
В-третьих, вся система обучения успешных компаний и организаций
построена на игре, легкости и создании у вновь входящих в бизнес
ощущения поддержки и заботы, атмосферы команды и семьи.
Все это делает сетевой маркетинг столь притягательным для миллионов
людей, игрой игр, в которую столь увлекательно играть, и в которой
выигрывают все.
Я стою на сцене перед большим залом. Мне легко и просто рассказывать
о своем пути в сетевом маркетинге. Я люблю этот бизнес. Он принес мне
независимость и успех, радость и уверенность. Мне приятно слышать
аплодисменты. Они пробуждают во мне желание достичь еще большего. Я
очень рад, что я не ушел отсюда в тот, первый раз.
Как же еще Вы можете использовать принципы игры в работе со своей организацией?
Практический совет 3. Вовлекая нового человека в свою
организацию, помните, что он хочет играть и одновременно боится играть.
Давайте ему возможность раскрыться в игре и деле, будьте осторожны - не
переигрывайте. Подбирайте для каждого свою игру.
Практический совет 4. Используйте только те элементы игры,
которые Вам самим приносят удовольствие. Игру невозможно подделать -
это сразу же становится заметным.
Практический совет 5. Учитесь играть у других, особенно у
лидеров, но не копируйте слепо, - это должна быть Ваша игра. В
частности, не копируйте игры, которые используют американцы, - мы
все-таки разные.
Практический совет 6. Рассказывая о бизнесе, провод школы и
презентации, используйте метафоры и образы. Каждый важный пункт,
который Вы хотите подчеркнуть, иллюстрируйте образами и практическими
примерами.
Практический совет 7. В системе обучения своей сети используйте
только оригинальную цветную литературу компании, журналы, книги и
видеокассеты хорошего качества. Не делайте копий и не используйте
материалы плохого качества - это убивает игру.
Практический совет 8. В систему поощрении членов своей сети обязательно вводите конкурсы и лотереи с веселыми и неожиданными призами.
Практический совет 9. Аплодируйте и учите всех аплодировать. Аплодисменты пробуждают глубинную энергию человека.
Практический совет 10. Создавайте у членов своей сети атмосферу
команды и семьи и учите их делать то же самое. Празднуйте дни рождения,
отдыхайте и путешествуйте вместе со своей командой.
Я спускаюсь в зал со сцены. На последнем ряду вижу человека с
испуганными глазами. Он похож на меня, каким пришел сюда в первый раз.
Мне легко понять его. Я подхожу к нему и говорю: "Я догадываюсь о том,
что Вы сейчас чувствуете. Давайте расскажу Вам подробнее о нашей
компании. Добро пожаловать в игру игр".