Прежде чем пугаться чего-нибудь, надо посмотреть – страшное оно или нет, а то чего зря стараться...
Популярный мультипликационный персонаж
«Кухня»
создания крупных интернет-проектов, как правило, известна немногим. По
этой причине достаточно трудно решиться на то, чтобы начать развивать в
Интернете свой бизнес. Действительно ли все так сложно? Давайте
рассмотрим в качестве примера ключевые моменты создания
интернет-магазина.
Во-первых,
это одно из самых модных направлений интернет-активности нашего
населения (к сожалению, не в качестве покупателей), во-вторых,
серьезный магазин может содержать в себе элементы поисковых систем и
информационных ресурсов, существовать как простая витрина прайс-листов
и быть торговым порталом. В общем, это довольно сложное и
противоречивое образование.
Правда,
при всей своей противоречивости главная задача формулируется просто: в
Интернете необходимо опубликовать некий каталог товаров и получить
уведомление о намерении клиента приобрести тот или иной товар. После
этого найти товар у себя на складе или у стороннего поставщика,
доставить его клиенту и получить деньги. Интернет
в данном случае используется как способ доставки информации до
потенциального клиента и получения информации о его намерениях.
Основная часть магазина больше никаким образом не касается Интернета,
если только вы не решите использовать его как среду внутреннего
информационного обмена между подразделениями магазина. Ядро магазина –
каталог товаров и система публикации (или, точнее, управления
публикацией) этого каталога на сайте. И первый шаг – это, конечно,
создание грамотного и четко классифицированного каталога товаров, и
здесь не обойтись без опытных товароведов. Сканирование изображений и
вколачивание описаний — менее квалифицированная, но весьма важная и
очень трудоемкая часть работы по созданию каталога. К сожалению, у нас
еще не развит сервис подобных каталогов, когда можно просто купить у
специализированной компании каталог товаров с правильной структурой,
описаниями и фотографиями, поэтому все это придется делать самому.
В
той или иной степени структура каталога повлияет на структуру сайта.
Правильность размещения товара согласно принятой в отрасли товарной
номенклатуре не гарантирует удобства поиска для клиентов. При
разработке сайта небходимо учитывать сложившиеся у вашей аудитории
представления о классификации товаров этой группы.
Хороший пример – структура сайта прафюмерного магазина «Аромат.ру» (www.aromat.ru).
В процессе создания товарного каталога были изучены все самые
распространенные «фирменные» классификаторы (у основных производителей
и объединений производителей есть свои, сильно различающиеся,
классификации). Первоначально планировалось использовать их как некий
стандарт отрасли. Однако на этом этапе стало понятно, что названия
некоторых разделов совершенно ни о чем не говорят потребителю: кто,
кроме парфюмеров, знает, как должны пахнуть папортниковые ароматы и чем
они отличаются от древесных; некоторые же звучат вовсе пугающе –
альдегидные... Поэтому было решено совместить принятые у производителей
классификации с бытовыми – так наряду с цветочными и амбровыми
появились свежие и пряные.
Конечно,
структура сайта не ограничивается товарными категориями – необходимы
информационные разделы о магазине, помощь в навигации и покупке,
всевозможные «советники» и «подсказчики» – это тот сервис, который
клиент ожидает получить, приходя на сайт магазина. В компьютерном
магазине «Мегашоп» (www.megashop.ru)
создан онлайновый сборщик компьютера: клиент прямо на сайте может
собрать из отдельных комплектующих именно ту модель, которая требуется,
и заказать ее.
Достаточно серьезная вещь — форум покупателей. Сегодня далеко не все магазины рискуют заводить его у себя. Но на «Кенге» (www.kenga.ru),
например, с самого начала было решено создать и поддерживать форум. К
сожалению, особенности покупательской психологии таковы, что из ста
достойно обслуженных только один выразит благодарность, а из десяти
покупателей, которых не удалось обслужить без проблем, все десять
скажут какую-нибудь гадость. Но приходится с этим мириться: посетители
должны видеть открытую позицию администрации.
Отдельного
внимания заслуживает дизайн сайта. Сегодня в интернет-магазинах
продается практически все; если вы начнете продавать товар, которого
еще никто не продает, то будьте уверены – через пару-тройку месяцев у
вас появятся конкуренты. В такой ситуации особую важность приобретает
впечатление, которое производит на посетителя внешний вид вашего
магазина. Конечно, ценовая политика магазина, качественный сервис – все
это главное. Но нельзя сбрасывать со счетов и то, насколько дружелюбна
и понятна навигация сайта, достаточно ли хорошо читается текст меню и
описаний, какое настроение создают цвета и графические элементы. Все
эти моменты зависят от дизайнера, причем не просто человека с
художественным образованием и концептуальным видением, а специалиста,
представляющего себе работу интернет-магазина изнутри, воспринимающего
сайт как часть единой системы. Конечно, специфика товара во многом
определяет стиль оформления сайта, глупо даже сравнивать дизайн
магазина детских игрушек «Кенга» (www.kenga.ru) и компьютерного магазина PCBox (www.pcbox.ru),
у них совершенно разная аудитория. Однако основное правило построения
интерфейса магазинов общее для всех – это функциональность. Задача
дизайнера, сохранив функциональность, придать магазину характерный и
привлекательный внешний вид.
Следующая
задача – публикация товаров из каталога на сайт магазина и управление
сайтом-магазином. Для этого необходим некий механизм, который позволит
публиковать товары и/или группу товаров на сайте, определять место
публикации (витрина, каталог, рекламное предложение) и способ
представления (название, описание, цена, размеры, фотографии и пр.). Да
и кроме информации о товарах желательно публиковать новости,
познавательные и справочные материалы, все то, что может быть интересно
посетителям. При этом управление сайтом должно осуществляться
специалистом, обладающим познаниями в интернет-технологиях на уровне
продвинутого пользователя, – скорее всего это будет менеджер по
продажам или товаровед.
Разработка
или совершенствование такого механизма, как правило, продолжается и
после открытия магазина, постоянно появляются новые задачи – модерация
форума, проведение лотерей и конкурсов, распродажи и т. п.
Итак,
мы создали ту часть магазина, которая позволяет донести до
потенциальных покупателей информацию о товарах. Теперь рассмотрим
вопрос получения и обработки информации о намерениях покупателей. Как
правило, процесс покупки в интернет-магазине состоит из трех этапов:
поиск необходимого товара, отправка его в корзину и, наконец,
оформление заказа. Все эти процессы происходят в голове покупателя и на
сайте вашего магазина, но заканчиваться они должны нажатием кнопки
«отправить заказ» и поступлением содержимого корзины покупателя и
данных о нем к вашим менеджерам. Куда именно попадает эта информация и
что с ней будет происходить далее, зависит от устройства той части
магазина, которую называют BackOffice. Несмотря на подозрительное
название и довольно размытые границы, часть эта — весьма полезна и
нужна, более того, при активной торговле (ну, скажем, больше 20–30
заказов в день) альтернативой ей может быть только армия менеджеров,
постоянно теряющих заказы и, соответственно, клиентов. Грамотно
сколоченный BackOffice содержит в себе и базу данных поступивших
заказов с отслеживанием их выполнения, и базу клиентов с их кредитной
историей.
Отдельного
упоминания заслуживает система автоматизированного склада и
бухгалтерии. Она может быть вашей оригинальной разработкой или вы
можете подстыковаться к тем программам, что ранее использовались на
вашем предприятии. В любом случае теперь они станут неотъемлемой частью
BackОffice. Создание или адаптация всех программ, входящих в Back
Office, займет львиную долю труда разработчиков, товароведов,
бухгалтеров и программистов. Однако именно эта часть магазина в
дальнейшем повлияет на то, насколько «по-настоящему» вы используете те
преимущества, которые дает интернет-коммерция.
Ну
что же, можно начинать рекламную кампанию и встречать первых клиентов.
В конце концов, пока вы не получите первую сотню посетителей, пока они
не сделают первый десяток заказов, вы не сможете понять, насколько
корректно работает вся система в целом.
Вот
так можно очень кратко описать процесс создания интернет-магазина. Да,
безусловно, масса подробностей осталась за кадром. На каждом этапе
возникает большое количество технических вопросов, и решать их можно
разными средствами, споры по поводу преимуществ тех или иных платформ,
языков и приложений только разгораются. Но принципиально можно заявить
следующее: интернет-магазин — это единая система, в которой процессы,
происходящие на сайте, интегрированы в бизнес-процессы предприятия. Это
главное, но почему-то мало кто думает об этом. Поэтому — мало
действительно серьезных интернет-магазинов в Рунете. Но они появляются
и даже начинают конкурировать. А у вас есть интересная возможность
посмотреть, что из этого получится.
|