Говорить
о кризисе электронной коммерции больше не модно. Все чаще слышны
реплики, что «никакого кризиса, в сущности, не было», что разорились
только изначально бесперспективные проекты, которые проедали деньги
наивных инвесторов, а те, кто действительно зарабатывал деньги, будут
продолжать их зарабатывать.
Несколько недавних событий могут укрепить уверенность в оптимистичных
перспективах интернет-бизнеса. Например, заново открылся проект
Magaz.ru, а также было объявлено о старте двух новых проектов в рамках
Porta.ru: магазина стационарной техники Digita.ru и магазина носителей
информации, компакт-дисков и DVD CDA.ru.
В то же время очевидно, что рынок серьезно изменился. Модель
«чистого» интернет-магазина оказывалась в большинстве случаев
бесперспективной, стремление делать деньги в Интернете без оглядки на
оффлайн стоило индустрии ИТ миллионов долларов, российские проекты
также обошлись своим основателям недешево… Стало очевидно, что
счастливые времена, когда можно зарабатывать большие деньги, продавая
товары и услуги в Интернете, наступят не завтра, как обещали многие
уважаемые консалтинговые компании. Тем не менее, говорить о смерти ЭК
явно преждевременно. Компания Accenture недавно опубликовала отчет под
названием «Электронная Европа: неожиданная картина», где говорится, что
вопреки ожиданиям в странах Европы бизнесмены продолжают вкладывать
деньги в электронный бизнес и активность на этом рынке продолжает
расти. В России, конечно, картина несколько иная. Многие считают, что
интернет-бизнес как таковой в нашей стране только зарождается.
Все чаще в последнее время компании, занимающиеся бизнесом в Сети,
пытаются «привязать» свои проекты к оффлайну. Наиболее прямолинейное
решение выбрал электронный магазин Porta.ru, открывший совместно с
фирмой «Элмар Трейд» обычную оффлайновую торговую точку в Воронеже.
Новшество точки в том, что в ней можно купить все товары Porta.ru,
несмотря на то, что на витрине представлены только самые популярные
образцы. Остальные товары можно заказать через Интернет прямо в
магазине, где установлен компьютер с плоским монитором и бесплатным
доступом к Porta.ru, Digita.ru и CDA.ru по выделенной линии.
Впрочем, такое решение — не единственный вариант диверсификации
интернет-бизнеса. К примеру, клуб Mnogo.ru заключил соглашение с рядом
известных онлайновых и оффлайновых компаний на основе того принципа,
что можно вести бизнес не обязательно торгуя самому, а помогая
продавать другим. Участники клуба получают скидки в ресторанах,
магазинах, спорт-клубах, туристических агентствах и автосалонах.